Правописание местоимений в русском языке. Правописание личных, неопределенных и отрицательных местоимений Правописание отрицательных и неотрицательных местоимений

В правописании местоимений можно выделить несколько типов правил:

1) употребление не и ни в неопределённых и отрицательных местоимениях;
2) слитное и раздельное написание не и ни с местоимениями;
3) слитное, раздельное и дефисное написание местоимений.

Слитное, раздельное и дефисное написание местоименных наречий было
частично разобрано.

Рассмотрим каждое правило подробнее.

1. Употребление не и ни в неопределённых и отрицательных местоимениях :
Употребление НЕ и НИ в местоимениях.

А) в неопределённых и отрицательных местоимениях (включая местоименные
наречия) под ударением пишется не, без ударения – ни.

Приведем пример: никакой, нигде, некоторый, нисколько, ничто, никого,
некто, несколько, негде, незачем, никто.

Б) в словосочетаниях не кто иной (другой), как; не что иное (другое), как
пишется частица не, причём пишется отдельно, если словосочетания включают
частицу как; без частицы как местоимения никто, ничто в этих
словосочетаниях – никто иной (другой); ничто иное (другое) – пишутся по
общим правилам: без ударения и без предлога – ни и слитно.

Приведем пример:
Вдалеке был не кто иной, как мой бывший однокурсник. – Никто иной этого
совершить не мог; Это было не чем иным, как простым мороженным. – Ничем
иным он не занимался.

Слитное и раздельное написание не и ни с местоимениями :

А) в неопределённых и отрицательных местоимениях-числительных,
местоимениях-прилагательных, местоимениях-существительных не и ни
пишутся:
слитно, если между не и ни и корнем нет предлога;
Приведем пример: некого, никого, некто, несколько, нечто, никакого.
раздельно, если между не и ни и корнем есть предлог;
Приведем пример: ни у кого, не у кого, ни у какого, не к чему, ни к чему.

Б) в неопределённых и отрицательных местоименных наречиях не и ни всегда
пишутся слитно, поскольку это неизменяемые формы и не могут иметь при
себе предлогов;
Приведем пример: неоткуда ждать поступлений, негде жить, незачем уходить.

В) обратите внимание на правописание слов:
ни за чем, ни за что, нипочём – ни при чём, ни в какую, ни в чём ни
бывало.

Г) с остальными местоимениями (включая местоименные наречия) при
отрицании употребляется частица не, которая пишется с местоимениями
раздельно.
Приведем пример: не любой, не сам, не я, не вас, не каждому, не здесь, не
туда.

Слитное, раздельное и дефисное написание местоимений :

А) местоимения-прилагательные, местоимения-существительные и местоимения
-числительные с предлогом пишутся раздельно.
Приведем пример: за тем деревом, по этому озеру, по тому берегу, на
сколько евро дешевле?

В данном случае местоимение можно изъять из словосочетания, а предлог
оставить, или заменить местоимение существительным, прилагательным,
числительным;
Приведем пример: за углом, по озеру, по морю, на семь центов дешевле.

Б) местоименные наречия, образованные путём слияния предлога и падежной
формы местоимения-существительного, местоимения-прилагательного,
местоимения-числительного, пишутся слитно.
Приведем пример: посему, поэтому, затем, потому, насколько.

В этом случае местоимение-существительное или местоимение-прилагательное
нельзя изъять из предложения или словосочетания, а предлог оставить;

Приведем пример: Она всё решит без ошибок, поэтому не стоит волноваться;
Его не было из-за того, что он был влюблен; Он сел, затем лег.

В) всегда пишутся раздельно сочетания:
зa этим, зa что, к чему, к тому, от этого, при этом, во что бы то ни стало;

Г) необходимо различать сочетание союза и с местоименным наречием так (в этом случае союз и можно изъять из предложения) и вводное слово итак со значением вывода, итоговой мысли (и нельзя изъять из предложения; вводное слово итак можно заменить другим вводным словом, например: таким образом).

Приведем пример: Отец ругал меня за бездействие каждый день, и это длилось в течение года (это длилось в течение года).
– Во-первых, он очень молод, во-вторых, не здоров.
Итак, рассчитывать на его помощь не следует (Таким образом, рассчитывать на его помощь не следует);

Д) местоимения с приставкой кое- и постфиксами -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис.

Кое-кто, кое-где, кто-то, где-либо, как-нибудь.

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе.

Правописание неопределенных местоимений.

Учитель: Фролова О.Н.

Класс – 6-ой (общеобразовательный).

Тип урока – обобщение и закрепление изученного.

Тема лингвистическая – правописание местоимений. .

Тема коммуникативная – пословицы русского народа.

Тема по развитию речи – сочинение повествовательного характера.

Технология урока – комплексная (блочная подача нового материала и поэлементарная отработка умений и навыков при закреплении); самоконтроль выполнения заданий; работа со словарем и опорными схемами.

Применяемые технологии: урок-практикум (относится к вузовским технологиям), личностно-ориентированный урок, предметно-ориентированный (разноуровневые задания), игровые технологии, компьютерные технологии.

Средства обучения – учебник; дидактический материал, тестовые задания, словарь, схемы, компьютерная презентация.

Цели урока.

1. Познавательные:

повторить основные ранее изученные сведения о местоимении (его морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении, орфограммы, связанные с правописанием местоимений).

2. Практические:

закрепить умение определять местоимение по морфологическим признакам, умение выделять орфограммы и применять необходимое правило для правописания.

Ход урока.

1. Организационный момент. Объяснение темы урока.

Как вы думаете, почему тема звучит таким образом?

О чем, по-вашему, пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Какие задачи вы ставите перед собой?

Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем уроке?

2. Повторение изученных сведений о местоимении .

1.Расскажите о местоимении по плану.

1. Местоимение как часть речи.

2. Назовите разряды местоимений по значению.

3. Как изменяются местоимения.

4. Синтаксическая роль в предложении.

2. Найдите правильное определение местоимения.

Местоимение – часть речи, которая:

А) обозначает предмет, признак, количество;

Б) указывает на предмет, но не называет его;

В) указывает на предмет, признак и количество, но не называет их;

Г) обозначает принадлежность к кому-либо или чему-либо.

3. В данных пословицах укажите все известные вам местоимения.

Плохой друг подобен тени: только в светлые дни его и видишь. (Личное)

Как хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце. (Относительное)

Кто в нраве крут, тот никому не друг. (Относительное)

Лжец - всегда неверный друг, оболжет тебя вокруг. (Личное)

Держись за землю-матушку - она одна не выдаст. (Личное)

Жаль друга, да не как себя . (Возвратное)

4. Укажите ошибку в определении падежа.

1. собой - творительный падеж

2. себе - дательный падеж

3. о себе - винительный падеж

4. с собой - творительный падеж.

5. В каком примере нет грамматической ошибки?

1. ихние книги

2. сел напротив его

4. у некоторых участников

6. Выберите правильный ответ.

3. Повторение и закрепление изученного о неопределенных местоимениях.

1. - Назовите разряды местоимений в последнем задании. (Личные, неопределенное)

Почему неопределенные местоимения так называются? Как вы понимаете значение слова «неопределенный»? (Указывают на неопределенный признак. По словарю С.И.Ожегова: « 1. Точно не установленный. 2. Не вполне отчетливый, неточный, неясный.»)

2. Из предложенного текста выпишите неопределенные местоимения.

Чьи-то голоса раздаются за окном, мешают сосредоточиться. Витька уже несколько раз повторил про себя местоимения, которые кем-то названы неопределёнными: некто, кое-кто, кое в чём. Он задумывается. Мечты у него неясные, неопределённые. «Хоть бы кто-нибудь, с кем-нибудь зашёл кое за кем»,- вертится у него в голове.

Но никто за ним не заходит, и Витька зубрит дальше.

Все ли слова в тексте вам известны?

Что означает слово «зубрит»? (Зубрить – бессмысленно заучивать.)

Почему же Витька зубрит, а не учит неопределенные местоимения? Кто мешает ему сосредоточиться? (Ему очень хочется погулять с друзьями, а не учить слова, не выполнять домашнее задание, поэтому-то у него ничего и не учится)

А у вас так бывало?

Проверим выписанные слова. (Чьи-то, несколько, кем-то, некто, кое-кто, кое в чем, кто-нибудь, с кем-нибудь, кое за кем)

Что вы можете рассказать о правописании выписанных неопределенных местоимений? (В неопределенных местоимениях некто, нечто, некоторый, несколько и др. Приставка НЕ- всегда находится под ударением и пишется слитно.

Приставка кое- , суффиксы -либо, -то, -нибудь пишутся через дефис.

Местоимения с предлогом пишутся в три слова.)

Запоминалка для дефисов в местоимениях

КОЕ, ЛИБО, ТО, НИБУДЬ

Про дефис не позабудь!

(Кое-что, что-либо, когда-то, когда-нибудь…)

3. Спишите, раскрывая скобки. (если время не позволяет, то задание выполняется в этих же листочках)

Поговорить кое(с)кем, подойти кое(к)кому, чей(либо) предмет, встретиться с кем(либо) , подозвать кого(нибудь), увидеть кое(у)кого, заметить что(либо), сделать что(нибудь), отойти от кого(то), присмотреться к чему(нибудь).

Ключ к заданию. Поговорить кое с кем, подойти кое к кому, чей-либо предмет, встретиться с кем-либо, подозвать кого-нибудь, увидеть кое у кого, заметить что-либо, сделать что-нибудь, отойти от кого-то, присмотреться к чему-нибудь.

5. Игра «Редактор». Найдите и исправьте ошибки. Выпишите с тем словом, к которому относится местоимение.

Три чёрных собаки на чём то сидели,
Три чёрных собаки куда то глядели,
Три чёрных собаки увидели что то,
Три чёрных собаки вскочили с чего то,
Три чёрных собаки к чему то подкрались,
Три чёрных собаки за чем то погнались,
Но кто то ни капельки не растерялся,
Вильнул кое чем и на что то взобрался.
(А. Хургин)

Ключ к заданию: на чем-то сидели, куда-то глядели, увидели что-то, вскочили с чего-то, к чему-то подкрались, за чем-то погнались, кто-то, вильнул кое-чем, на что-то взобрался.

6. Словарный диктант.

Кое-кто, кое у кого, кое-чему, кое-как, кое с чем, какой-то, у кого-либо, к кому-нибудь, что-либо, перед кем-то, кое-каким, некоторый, несколько, от кого-то.

Составьте с любым местоимением 1 – 2 предложения на тему «Дружба. Друзья».

4. Проверочная работа.

А1. какое местоимение является неопределенным?

  1. некоторый

А2. В каком случае падеж определен неверно?

1. кое с кем - творительный падеж

2. о ком-либо - предложный падеж

3. кому-то - дательный падеж

4. какой-нибудь - предложный падеж

А3. В каком случае местоимение пишется слитно?

    (не)который

    кое(у)кого

  1. чем(нибудь)

А4. В каком случае местоимение пишется через дефис?

    кое(с)кем

    кое(у)кого

  1. кем(нибудь)

А5. В каком случае местоимение пишется раздельно?

  1. что(либо)

    кое(у)кого

    какой(нибудь)

В1. Выпишите неопределенные местоимения.

(1) Вдруг что-то шлепнуло посреди тихой заводи, и я увидел голову выдры, которая плыла к берегу. (2) Она направлялась с живой рыбой во рту к густому кустарнику, которым был покрыт берег. (3) Я сидел и не шевелился, видел, как она исчезла под кустами. (4) Раньше мне не приходилось видеть что-нибудь подобное.

(По И.Соколову-Микитову)

В2. Укажите в предложенном тексте предложения, в которых есть относительные местоимения.

Ответ: ________________________________________________________________

В3. Выпишите из текста личные местоимения.

Ответ: ________________________________________________________________

С1. Напишите, как вы понимаете смысл пословицы.

Не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

Ключ к проверочной работе.

В1. что-то, что-нибудь

В2. 1,2

В3. я, она, я, она, мне

5. Задание для работы дома.

Выполните упражнение 405 учебника (рассказ по картинке).

6. Подведение итогов урока.

Понравился ли вам урок?

Довольны ли вы своими результатами?

Пригодятся ли нам на последующих уроках орфограммы, которые мы сегодня изучили? В каких случаях.

7. Минутка для шутки.

1. Какое местоимение можно записать одной буквой? (Я)

2. Какие два местоимения мешают автотранспорту? (Я-мы)

3. Какие местоимения самые чистые? (Вы – мы – ты)

4. Какой остров в Карибском море утверждает, что он одежда? (Я – майка)

5. Какое местоимение может в спорте удовлетворить соперников, но разочаровать болельщиков? (Ничья)

Список литературы.

    Русский язык. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцоа и др. – М.: Просвещение, 2010.

    Русский язык. 6 класс. Тематические тестовые задания для подготовки в ГИА/ Авт.-сост. Н.В. Бутыгина. – Ярославль: Академия развития, 2010.

    Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: рус.яз.: 6 класс: псобие для учащихся/ Л.А.Ахременкова. – М.: Посвещение, 2007.

    Л.Н.Ситников. Диктанты и изложения для учащихся 5-8 классов. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2003.

    А.Б.Малюшкин. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 6 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

    А.Т.Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку: книга для учащихся/Под ред. Доктора филологических наук Л.П.Крысина. – М.: Просвещение, 1995.

Если личные 3-го лица (он, она, оно, они) употребляются в форме косвенных падежей и стоят после предлогов, то к местоимению обычно прибавляется н , например: беседовать с н ими, с н им, с н ей; вокруг н их, напротив н его, посреди н их .

Присоединения н не бывает после наречных предлогов, управляющих дательным падежом (наперекор им, навстречу ей, подобно ему ), после предлога благодаря (благодаря ему ) и прилагательных и наречий (Отец старше ее ; Она приехала раньше его ).

Правописание неопределенных местоимений

В неопределенных местоимениях приставка кое- и суффиксы -то , -либо , -нибудь пишутся через дефис, например: кое-что, кое-кто, кое-чей, кое-какой; кто-то, кто-либо, кто-нибудь; какой-то, какой-либо, какой-нибудь.

Примечание

В некоторых справочниках по орфографии приставка кое- и суффиксы -то , —либо , -нибудь традиционно называются частицами.

Правописание отрицательных местоимений

В отрицательных местоимениях под ударением пишется не , а без ударения — ни , например: не́ кого спросить — ни кого́ не встретить, не́ чего беспокоиться — ни чего́ не узнать .

Если при отрицательных и неопределенных местоимениях в косвенных падежах имеются предлоги, то тогда ни , не , кое- пишутся раздельно, например: некого — не от кого, никого — ни от кого, некому — не к кому, никому — ни к кому; кое-кого — кое у кого, кое-чем — кое с чем .

Сочетания

Надо различать написание сочетаний не кто иной, как; не что иное, как и никто иной, ничто иное . В сочетаниях не кто иной как; ни что иное, как возможна перестановка слов: не иной кто, как; не иное что, как , например: Это был не кто иной, как наш пропавший Егоров. — Это был не иной кто, как наш пропавший Егоров; Весь цветок — не что иное, как прекратившаяся листовая почка. — Весь цветок — не иное что, как прекратившаяся листовая почка . Сочетания не кто иной, как; не что иное, как играют роль частиц именно, как раз .

Сочетания никто иной, ничто иное

Сочетания никто иной, ничто иное не допускают подобной перестановки, они употребляются в отрицательных предложениях, где перед сказуемым стоит частица не , например: Никто иной не мог себе этого позволить; Ничто иное , кроме математики, его не интересовало .

Таким же образом надо различать сочетания не кто другой, как; не что другое, как и сочетания никто другой, ничто другое, например: Все тела есть не что другое, как сила земного притяжения (не другое что, как). — Ничто другое , кроме ежедневных упражнений, не могло ему помочь .

(7 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Цель урока: сформировать умение различать неопределённые и отрицательные местоимения; отработать навыки правописания местоимений, развивать внимание и память, стимулировать творческую активность детей

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал (лист ответа для тестовой работы, справочные материалы)

  1. Организационный момент. Введение в тему.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие по необъятным просторам русского языка. Много тайн и загадок таится в глубинах каждого языка. Целью нашего путешествия станет поиск ответов на вопросы:

  • как отличить отрицательное местоимение от неопределённого?
  • как правильно писать местоимения?
  1. Игра “Поймай местоимение”.

Найдите местоимения, определите разряд, объясните правописание. (Сайды 20-26)

Задание. Поймайте местоимение и посадите его в свою лодку.

  1. По острову бродил одинокий, грустный, никому не знакомый пират.
  2. Что-то ему подсказывало: никуда не надо уходить от воды.
  3. Обвинять пирату было некого и не в чем: он получил по заслугам
  4. Через некоторое время вдали показался какой-то корабль.
  5. Пират решил где-нибудь спрятаться, чтобы его никто не обнаружил.
  6. Кое у кого из прибывших на корабле в руках было нечто удивительное.

Проверка на интерактивной доске.

  1. “Пристань чудес”.

Задание:

  1. объясните правописание;
  2. сделайте так, чтобы местоимение писалось раздельно (слайд 27)
  • нечему огорчаться – не к чему огорчаться
  • никого не спрашивать – ни у кого не спрашивать
  • нет никакой лодчонки – нет ни у какой лодчонки
  • некому приходить – не к кому приходить
  • нечем связать – не с чем связать
  1. “Морские байки”

Задание . Придумать подписи к рисункам (слайды 28-30)

  • С кем бы поговорить моряку? - Моряку не с кем было поговорить, потому что на острове никого не было.
  • У какого острова Флинт увидел свой корабль? - Ни у какого острова Флинт не увидел своего корабля.
  • Откуда пират ждал помощи? - Пирату неоткуда было ждать помощи.
  1. Диктант с самопроверкой.

(Слайд 31)

Предварительно объяснить правописание местоимений и не с глаголами, постановку знаков препинания. Затем закрыть шторкой. Дополнительное задание: найти другие местоимения.

Жило-было ничто.
Не умело ничего.
Взад-вперёд оно ходило
И ни с кем не говорило.
Никого не замечало,
Лучше всех себя считало.
А про это ничего
И сказать-то
Нечего!
И.Михайлов

Как вы поняли смысл стихотворения?

Дополнительно. Р абота с программой “Уроки русского языка “Кирилла и Мефодия” 6 класс". Местоимения. Морфологический разбор местоимений. Слайд “Правописание отрицательных и неопределённых местоимений”

  1. Подведение итогов урока.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы вновь в родной гавани. (Слайд 32). Чему мы научились сегодня на уроке?

  • Как отличить отрицательное местоимение от неопределённого?
  • Что нужно знать, чтобы грамотно писать местоимения?

Исключите лишнее:

  • ТО, либо, нибудь, кое с неопределёнными местоимениями пишутся (слитно, через дефис)
  • Под ударением в местоимении пишется (НЕ-НИ), без ударения – (НЕ-НИ)
  • Если между КОЕ, НЕ, НИ и местоимением окажется предлог, то пишем (в одно слово, в два слова, в три слова)

Список литературы:

  1. Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995.

Приложение 1 . Презентация в формате PowerPoint 2007

Приложение 2 . Пояснения по работе с презентацией.

Приложение 3. Справочные материалы “Правописание неопределённых и отрицательных местоимений”